ГБУСО "Окинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"

Официальный сайт

«Играй-ка»

Программа «Играй-ка»

 воспитателя реабилитационной группы Хандаковой Л.П.

                Одна из основных задач социально- реабилитационного центра для несовершеннолетних является оказание социальной, психологической и педагогической помощи для создания благоприятных условий развития ребёнка. Основополагающим моментом реабилитационной работы в центре является создание новой среды обитания, отличной от той, в которой до сих пор был ребенок. Это достигается не богатой обстановкой, а созданием удобств, чтобы ребенок мог чувствовать себя комфортно, не стесненно и получил бы возможность удовлетворять свои интересы.

                Основная задача воспитателя социально - реабилитационного учреждения состоит в том, чтобы значительно раскрыть в каждом ребенке возможности для социального возрождения. Именно в игровой деятельности осваивается система человеческих отношений, формируется умение саморегуляции, развивается творческое воображение, возрастает ценность позитивного, свободного общения со сверстниками и взрослыми, именно через игру ребёнок познает мир, себя, чувства собственного достоинства, входит в мир социальных отношений.

                Работаю по программе «Играй-ка», которая направлена на обеспечение эмоционального благополучия, всестороннего развития воспитанников.

                Программа предусматривает развитие социальной активности, самостоятельности, повышения культуры общения, познавательной деятельности воспитанников СРЦН, формирование активной жизненной позиции. Реализация программы осуществляется через практические и тематические занятия, разные виды игр, спортивные досуговые мероприятия, игры-путешествия, конкурсно-игровые программы и т.д.

                При наблюдении за детьми выявлены личностные характеристики: заниженная самооценка и завышенная самооценка, тревожность, проблемы в поведении: недостаточная внимательность, подвижность, агрессивность;

чрезмерная пассивная жизненная позиция, трудности  в общении.

                Среди детей вырисовывается круг предпочитаемых и пренебрегаемых.   При проведении игровой деятельности детей объединяю в группы. В процессе взаимодействий, происходящих в группе, ее члены осознают ценность друг друга и потребность в них. Следуя развитию групповых отношений в игре, каждый ребенок чувствует себя принимающим других и принимаемым другими, доверяющим им и внушающим доверие, заботящимся и окруженным заботой, оказавшим помощь и получившим ее. А реакции, которые возникают при взаимодействии групповых отношений, помогают в разрешении межличностных конфликтов ее участниками вне игры.

                Групповые отношения способствуют личностному росту ее членов. В ней каждый неизбежно становится в положение, вынуждающее исследовать самого себя. А осознание детьми особенностей своего поведения приводит их к изменению своей личности, в результате чего повышается самооценка членов группы. Иногда участвую в игре с детьми, на равных. Через час, когда они вернутся в обычную, будничную жизнь, их отношения друг с другом будут окрашены воспоминаниями об общей игре,  удовольствия от общения друг с другом, а это залог расположенности и доверия. Удовольствие от участия в общем игровом действии хочется повторить.

                 При проведении игр дети накапливают жизненный опыт, учатся использовать его в нужном направлении, самостоятельно принимать решения, выслушивать мнение других достойно выиграть и достойно проиграть; радоваться не только собственным успехам, но и успехам друзей. Именно в игре ребенку легче всего проявить свои способности и творческую активность. Добровольно подчиняясь правилам игры, дети учатся самодисциплине, настойчивости, выдержке - всем тем волевым качествам, без которых нельзя стать образованным человеком.

                С ребятами младшей группы проведены ролевые, дидактические, пальчиковые игры. Этот тот возраст, который требует игры. Поэтому с ними  очень легко и интересно. Играя, дети вносят в  игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.

                С ребятами средней группы наиболее интересно прошли: дидактическая игра «История одной буквы», где нужно было сочинить рассказ, в котором каждое слово начиналось с определенной буквы. Каждый рассказ поражал своей необычностью, оригинальностью. Много смеха, веселья произвела игра «Веселые поэты». Ведущий зачитывает первую строчку какого-нибудь веселого стихотворения. Задача играющих - за заданный промежуток времени придумать не менее веселое продолжение стихотворной строчке. Ребята были очень активны, показали свои интеллектуальные возможности. Также очень интересно прошла словесная игра «Балда». На поле из квадратов 5*5 записано слово. Задача играющих составить из этого слова новое слово. Были предложены самые невероятные варианты. Всегда интересны игры, проводимые для всех ребят. Дух соперничества, взаимовыручка, переживания за свою команду все это создает атмосферу незабываемых впечатлений.

                Дети с удовольствием участвуют в играх, построенных по типу КВН или “Что? Где? Когда?”, где используются вопросы из разных областей. Требуют продолжения игры.

                При проведении своих занятий использую прием поощрения и оценки деятельности ребят. Что является для них привлекательным стимулом в преодолении трудностей. Вручаю маленькие сувениры ( медальки, сладкие призы, грамоты и т.д) даже за небольшой успех.

Игровой момент есть в каждом мероприятии, проводимом совместно с детьми и взрослыми. Удовольствие от участия в общем игровом действии хочется повторить, поэтому каждый праздник ожидается и готовится с интересом. Подготовка сопряжена с определенными усилиями: репетиции, создание костюмов, запоминание текста, разучивание песен и танцев.

                В процессе участия в праздниках («Новый год»,«Сагаалган», День защиты детей, «Золотая осень» и т.д), развлечениях воспитанники ненавязчиво, в прямом смысле слова “играючи” узнают много нового: обогащается их словарный запас, неизвестные им ранее понятия и выражения входят в их лексикон, остаются в памяти, усваиваются новые сведения, расширяется кругозор.  Дети овладевают новыми способами общения, совместная деятельность становится продуктивной, в ней появляются элементы фантазии, планирование- привычным, роли часто распределяются по взаимному согласию. С помощью игровых действий и групповых отношений между детьми и воспитателем формируется доверительное отношение, понимание, взаимопомощь.

                Считаю, что при проведении игровой деятельности дети стали больше открыты для нового опыта, смелых шагов, что поможет многое изменить в их жизни, легче и более осознанно.

   Анализируя свою работу, вижу недостатки в планировании на год: недостаточно было занятий для младшей группы, сделать разнообразным для других групп. Необходимо более глубоко изучать игровую деятельность, тщательно разработать и подобрать план работы на новый год.

                Таким образом,  целенаправленный комплексный подход реабилитации несовершеннолетних эффективно содействует формированию разносторонне развитой личности ребенка.