ГБУСО "Окинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"

Официальный сайт


План работы ССЗС на 2021 год [314 кб]
Положение о Службе сопровождения замещающих семей [1 мб]




Работа Службы сопровождения замещающих семей

                Основная цель – обеспечение психолого-педагогического сопровождения приемных семей, создание условий для успешной социализации и развития воспитанников.

 Основные задачи:

- оказание индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной помощи замещающим семьям в решении наиболее сложных задач развития, обучения, социализации воспитанников: трудности периодов адаптации в новой семье, возрастные кризисы развития, учебные трудности, проблемы с выбором образовательного маршрута, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, помощь в решении конфликтных ситуаций;

- развитие психолого-педагогической компетентности (педагогической культуры) замещающих родителей;

1. Работа с кандидатами в воспитатели замещающих семей.

Цель - получить предварительное представление о возможности создать замещающую семью во главе с данным кандидатом.

Основные задачи этапа:

•           получение объективной информации о кандидате в воспитатели и его семье, всестороннее изучение личности потенциального замещающего родителя;

•           выявление намерений кандидата в воспитатели и побудительных причин и истинных мотивов к созданию замещающей семьи;

•           обогащение представлений кандидата в воспитатели о замещающей семье;

•           побуждение кандидата в воспитатели к дополнительному осмыслению своих намерений с учетом полученной информации;

•           выделение специфических проблем кандидата в воспитатели, требующих особого внимания специалистов на следующем этапе;

•           диагностика профессиональной и личностной готовности кандидата в замещающие родители к выполнению данной роли и внутрисемейных отношений потенциальных родителей.

                На этом этапе открывается  социально-психологическая карта кандидата, в которую вносится информация, характеризующая его социальный и психологический статус. А также проводится обследование жилищно-бытовых условий кандидата.

                Важный момент первых бесед с кандидатом в  - выявление причин, по которым он желает взять ребенка на воспитание.

                Часто обращающиеся кандидаты имеют крайне слабое представление о социальных и психологических особенностях детей. Нередко кандидаты идеализируются картину будущей семейной жизни. На любой вопрос кандидат в воспитатели получает от педагога-психолога, социального педагога, воспитателя исчерпывающий ответ. Специалисты предоставляют человеку право основательно обдумать свои намерения, отложить окончательное решение на определенный срок или отказаться от создания замещающей семьи, если первоначальная решимость поколебалась.

                При отсутствии видимых причин, сдерживающих открытие замещающей семьи, педагог-психолог рассказывает кандидату о Центре, его задачах, о том, как попадают в него дети, с какими проблемами сталкиваются сотрудники, что предпринимают для их преодоления.

2. Подготовка потенциальных замещающих семей

                Сведения о кандидатах в приемные родители, подтвердивших документально в соответствии с российским законодательством право быть таковым, заносятся в банк данных.

                Как правило, из кандидатов формируются группы для подготовки к выполнению новой для них роли.

                Целью обучающего этапа является: соотнесение замещающими родителями своих знаний и умений с требованиями, предъявляемыми к данной категории родителей-воспитателей.

Задачи:

1.             Помочь кандидатам в замещающие родители осознать мотивы принятия ребенка в семью;

2.             Ознакомить с проблемами, которые возникают с появлением нового члена в семье;
 
3.             Выделить для каждой семьи, как зоны возможных трудностей, так и ресурсы, позволяющие решать данные проблемы;

4.             Вооружить кандидатов знаниями психологических особенностей детей, оставшихся без попечения родителей, и сформировать навыки семейного общения;

5.             Дать возможность каждому кандидату проявить себя в процессе подготовки для наиболее полной оценки его личностных качеств;

6.             Сформировать установку у замещающих родителей к обращению к специалистам различного профиля в случае затруднений в процессе воспитания приемных детей.

                Подготовка замещающих родителей в Школе подготовки при ГБУСО «Окинский СРЦН» осуществляется через индивидуальные и групповые формы обучения: лекции, консультации, семинары-практикумы, тренинги.   Как показал опыт, наиболее эффективны тренинговые занятия. В ходе тренинга замещающие родители имеют возможность под руководством педагога-психолога  самостоятельно найти пути решения проблемы, что способствует формированию компетентного поведения, предотвращая опасность роста вторичного социального сиротства.

                Содержание обучения замещающих родителей-воспитателей включает три компонента их подготовки: информационно-образовательный, практический, коррекционный.





        

Подготовка детей, проживающих

в ГБУСО «Окинский СРЦН», к жизни в замещающей семье

Цель этапа подготовки воспитанников учреждения к жизни в семье: компенсация последствий травматического опыта, пережитого ребенком и создание позитивного образа семьи.

Задачи:

1.             Помочь стать более сенситивными по отношению к различным ситуациям, возможным чувствам и опыту других людей.

2.             Создать условия для развития большей уверенности в себе, уверенности в роли приемного ребенка.

3.             Обучить социально-психологическим навыкам взаимодействия для расширения ролевого репертуара.

4.             Стимулировать к совместной работе и к решению возникающих проблем.

5.             Развить необходимые социокультурные, правовые, валеологические, досуговые, правовые ориентации и навыки.

6.             Помочь получить более полное представление о будущей семье, ее членах, соотнести представления и желания с реальностью.

7.             Повысить уровень социально-психологической адаптированности в социуме.

 Этап подготовки детей состоит из трех разделов:

1.             Диагностический (включает знакомство с ребенком, оценку социальной и медицинской информации, определение проблемной области, диагностику особенностей актуального развития детей и представлений ребенка о семье.)

2.             Обучающий - подготовительные занятия (развитие коммуникативных навыков, взаимодействия в семье с взрослыми и детьми, знакомство с правилами, традициями семейного проживания)

3.             Гостевой - помещение детей на выходные и в каникулы в гостевые семьи (с последующей диагностикой на совместимость).

Психолого-педагогическое и социальное сопровождение семей,

взявших на воспитание детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

                Сопровождение замещающих семей осуществляется уже после создания семьи любой категории по следующим направлениям: социально-правовое, социально-медицинское, социально-психологическое, социально-педагогическое.

Социально-правовое:

1.             Защита социальных прав и законных интересов ребенка (контроль за поступлением пенсий, пособий на счет ребенка, за сохранением жилья, установление статуса ребенка).

2.             Развитие навыков правовой культуры, связь с учебными заведениями.

3.             Связь с кровной семьей. Выяснение отношения ребенка к кровным родственникам, налаживание отношений, психологическое сопровождение кровной семьи, дающее шансы на восстановление.

4.             Социальное сопровождение выпускников разных лет.

5.             Мониторинг развития воспитания детей в семье.

6.             Работа по устройству ребенка в семью.

Социально-медицинское:

1.             Сохранение и укрепление здоровья.

2.             Санитарно-просветительская работа.

3.             Профилактическая работа.

Социально-психологическое и социально-педагогическое:

1.             Создание условий для «мягкой» адаптации ребенка (в замещающей семье в начальный период, в школе, и т.д.).

2.             Изучение сферы дополнительных интересов ребенка с целью вовлечения его во внешкольные дела, помощь в профессиональном самоопределении.

3.             Развитие эмоциональной сферы, личностного и интеллектуального потенциала, интересов, склонностей (повышение самооценки ребенка, снятие уровня тревожности, развитие коммуникативной сферы, навыков общения).

4.             Воспитание самосознания.

5.             Профилактика правонарушений и отклоняющегося поведения.

6.             Привитие практических навыков самостоятельной жизни, подготовка в будущей жизни (хозяйка, хозяин).

7.             Обучение организации разумного, полезного им рационального досуга.

                Оказание квалифицированной помощи воспитателям замещающих семей, важно для успешной адаптации взрослых к новой позиции и осознания ими своей роли воспитателя. В этот период особое значение отводится социальному патронажу таких семей, то есть оказание помощи в сопровождении и поддержке данного типа семьи, оказавшейся в новой ситуации.

                Цель социального патронажа: помощь и поддержка в организации и реализации сотрудничества с замещающей семьей, направленного на самопознание ее членов, самоуправление своими межличностными отношениями, на поиск внутренних и внешних ресурсов для необходимых преобразований, а также возможностей их эффективного использования.

                Психологическое сопровождение и социально-педагогический патронаж рассматривается нами как системная интегративная технология социально-психолого-педагогической помощи семье в целом и личности в частности.

                Социальный патронаж осуществляется в форме индивидуального консультирования супругов и ближайших родственников: групповой работы с семейными группами, где воспитатели обмениваются своими чувствами, ощущениями себя в роли воспитателей, помочь друг другу в чем-либо.

                Тренинги и психологические группы регулярно проводятся для действующих замещающих родителей как посвященные конкретным темам, так и с целью оказания психологической поддержки.

                Помощь замещающей семье в большей степени направлена на реализацию ее внутренних резервов, на самостоятельное разрешение той или иной проблемной ситуации. Поэтому большое значение приобретают группы самопомощи и взаимопомощи, так называемые «группы поддержки», участвуя в которых родители имеют возможность обменяться опытом, получить психологическую поддержку и найти новые способы решения задач, стоящих перед ними. Такие контакты способствуют улучшению взаимоотношений в семье, формированию уверенности в завтрашнем дне, укреплению веры в собственные силы.